HomeКультураМеждународный фестиваль фотографий Photolux 2019

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

6 смотр.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Кто на Марс, кто в Донбасс. Новые миры и старые проблемы — глазами лучших мировых фотографов

С 16 ноября по 8 декабря в итальянском городе Лукка проходит международный фестиваль Photolux 2019 — одна из самых престижных биеннале планеты, в программу которой традиционно входят как персональные выставки известных мировых фотографов, так и тематические ретроспективы, а также выборки премий уровня World Press Photo.

В этом году магистральной темой Photolux были выбраны «Новые миры», что позволило кураторам не только осветить интересные эксперименты с искусством фотографии и репортажные погружения в актуальные темы, но и найти свежие ракурсы для исторических материалов. «Лента.ру» отобрала в программе фестиваля лучшие работы.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Дмитрий Марков, из серии «#Черновик» (#Draft)

Фото: Dimitry Markov / VisionQuest gallery

Дмитрий Марков в своих работах стремится выступать в первую очередь свидетелем эпохи, ее примет и противоречий, но при этом не выводит из этого уравнения и самого себя, делясь с аудиторией собственными слабостями и недостатками. Поэтому и герои его фотографий всегда предстают в кадре самими собой — в отсутствие авторского снисхождения или осуждения.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Дмитрий Марков, из серии «#Черновик» (#Draft)

Фото: Dimitry Markov / VisionQuest gallery

Ключевой объект интереса Маркова — жизнь людей, обнаруживающих себя в маргинальных, периферийных слоях общества, жизнь, через которую являет себя коллективное прошлое России во всем спектре своих коммунальных радостей и забот.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Давиде Монтелеоне, «Апрельские тезисы» (The April Theses)

Фото: Davide Monteleone

Спустя 100 лет после возвращения Ленина в Россию из десятилетней ссылки итальянский фотограф Давиде Монтелеоне в своих снимках восстановил и воссоздал две недели из жизни будущего вождя, которые изменили историю России и всего мира. Роль Ленина на постановочных автопортретах, сделанных фотографом в ключевых точках путешествия героя на Финский вокзал, Монтелеоне исполнил сам.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Пейман Хушмандзаде, из серии «Ножи» (The Knives), 2009

Фото: Peyman Hooshmandzadeh

Отдельной ретроспективы на Photolux 2019 удостоилась современная иранская фотография, в которой, по мнению кураторов биеннале, прямо сейчас разворачивается так называемая вторая революция. На контрасте с фотографами первой иранской волны, чье искусство было вдохновлено турбулентными общественными событиями, их современные наследники и ученики документируют окружающий мир через абстракцию, концептуализм и взгляд внутрь самих себя.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Али Занджани, «Военный макияж» (Military Makeup)

Фото: Ali Zanjani

Отцом современной иранской фотографии считается скончавшийся в 2010 году классик местного искусства Бахман Джалали — его уход от репортажной съемки к экспериментам с изображением и материалом как раз и дал импульс творчеству многих фотографов, прошедших через его лекции и мастерские. Одним из учеников Джалали был Али Занджани.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Стефан Дюруа, из серии «Берлин 1980 — 1990» (Berlin 1980 — 1990)

Фото: Stéphane Duroy

В этом цикле работ Стефан Дюруа запечатлевает последнее десятилетие разделенного надвое Берлина как финальную главу кошмарной исторической драмы, затянувшейся на семь десятилетий и начавшейся с провозглашения Веймарской республики в 1918 году. Падение Берлинской стены в этом контексте смотрится освобождающим эпилогом.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Стефан Дюруа, из серии «Берлин 1980 — 1990» (Berlin 1980 — 1990)

Фото: Stéphane Duroy

Берлин в цикле Стефана Дюруа предстает то пустынным, то растерянным, то тревожным, но неизменной остается убежденность фотографа в том, что город в фокусе его объектива служит мировой столицей боли.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Удо Хессе, «Однодневная виза в Восточный Берлин» (One day Visa for East-Berlin)

Фото: Udo Hesse

С 1981-го по 1983 год живший в Западном Берлине фотограф Удо Хессе многократно посещал Восточный Берлин по так называемым однодневным визам, чтобы снимать жизнь страны, которая была для него одновременно узнаваемо родной и чужой почти до экзотичности. В марте 1982-го Хессе был арестован полицией ГДР и перенес многочасовой допрос Штази — спецслужба ГДР ненавязчиво попыталась фотографа завербовать. Конфискованные негативы нескольких снимков, сделанных им в тот день, Хессе смог вернуть только в 2007-м.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Жоан Фонткуберта, «Госсан: Миссия на Марс» (Gossan: Mars Mission)

Фото: Joan Fontcuberta

Кроваво-красные пейзажи в шахтерском регионе вокруг реки Рио-Тинто в Испании часто сравнивают с марсианским ландшафтом, поэтому именно эти земли китайский инвестиционный фонд Galaxy Entertainment выбрал для строительства посвященного межпланетным приключениям парка развлечений «Госсан: Миссия на Марс». Для продвижения проекта Galaxy Entertainment и местные туристические власти заказали фотографу Жоану Фонткуберте создать на берегах Рио-Тинто снимки воображаемых будущих путешествий человечества на Марс.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Эдоардо Романьоли, «Луна_3423» (Luna_3423)

Фото: Edoardo Romagnoli

Мультимедийная экспозиция работ фотографа Эдоардо Романьоли приурочена к пятидесятилетию высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну. Романьоли стремился отразить не только научные исследования Луны, но и их отражение в популярной культуре.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Джанлука Панелла, «Биджанибиха» (Bijanibiha)

Фото: Gianluca Panella

Слово «биджанибиха» на арабском означает «рядом с ней» — и фотограф Джанлука Панелла для своего одноименного цикла на протяжении семи лет снимал положение палестинских женщин в оккупированном Израилем секторе Газа. На его фотографиях хорошо видно, как постепенно стремление к сопротивлению вошло в повседневную женскую жизнь.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Валерий Мельников, из серии «Серая зона» (Gray Zone)

Фото: Valery Melnikov

Валерий Мельников впервые посетил Донбасс летом 2014-го, в первые месяцы конфликта на Восточной Украине. Спустя три года он приехал в регион снова и сделал серию работ, посвященных жизни так называемой «серой зоны»: это название используется для обозначения территорий, которые не принадлежат ни одной из сторон конфликта.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Валерий Мельников, из серии «Серая зона» (Gray Zone)

Фото: Valery Melnikov

В «серой зоне» Донбасса нет действующего правительства и сил правопорядка. Здесь не работают ни больницы, ни школы, и местным жителям постоянно грозит опасность. По мнению Мельникова, война превратила в метафорическую Серую Зону весь регион.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Аббас Аттар, «Иран: Тегеран, 25 января 1979» (Iran: Tehran, January 25, 1979)

Фото: Abbas / Magnum Photos

Аббас Аттар — классик иранской фотографии, снимавший революцию 1979 года для агентства Magnum. Его снимки остаются иконическими изображениями событий, последствия которых до сих пор играют немаловажную роль в происходящем на Ближнем Востоке.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Аббас Аттар, из серии «Иранская революция 1979» (The Iranian Revolution 1979)

Фото: Abbas / Magnum Photos

«Даже мои фотографии беспорядков всегда упорядочены, подчинены внутренней логике изображения. Но как иранец, конечно, я должен получать удовольствие от работы с тем, что на фарси называется «шолуги» — то есть суматоха: будь то беспокойство тревожного человека, проделки детей на улицах или кровавое народное восстание», — говорил Аббас Аттар.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Фабиан Альбертини, «Жизнь под контролем» (Controlled Lives)

Фото: Fabian Albertini

Фабиан Альбертини в своем проекте исследует социальные трансформации, которые в жизнь людей в тоталитарных обществах неизбежно привнесет технология распознавания лиц по записям с уличных камер наблюдения. Это относительно недавнее новшество, напоминает Альбертини, уже внедряют власти Китая и ОАЭ.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Валентин Одновьюн, «Наблюдение» (Surveillance)

Фото: Valentyn Odnoviun

Фотографии Валентина Одновьюна напоминают снимки планетарных поверхностей — более пристальный взгляд, впрочем, выдает в них куда более сложную и страшную правду: Одновьюн на крупных планах снимал дыры для подглядывания за арестантами в камерах тюрем стран Прибалтики, Украины, Польши и Германии, где в свое время удерживались пленники КГБ или Штази.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Романо Каньони, «Сараево, 1992» (Sarajevo, 1992)

Фото: Romano Cagnoni

Романо Каньони считается одним из классиков итальянской фотожурналистики: он запечатлел многие важнейшие события ХХ века, которые изменили современный нам мир, но прославился своим талантом избегать типичного материала новостной хроники, фиксировать правду этих перемен и революций через неочевидное, периферийное, частное.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Романо Каньони, «Нустар, 1991» (Nustar, Croatia 1991)

Фото: Romano Cagnoni

В 1965-м Каньони стал единственным западным фотографом, который получил разрешение на съемки в Северном Вьетнаме. Впоследствии он снимал голод в самопровозглашенной республике Биафра на территории Нигерии (1968), переворот в Чили (1971), возвращение Перона в Аргентину (1972), революцию в Румынии (1989), а также почти все ключевые конфликты 1990-х, включая войны в Югославии и Чечне.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Дэвид Эпплби, «За Стеной» (Behind The Wall)

Фото: David Appleby

Дэвид Эпплби в своем цикле «За Стеной» представил фотографии со съемочной площадки фильма «Стена» Алана Паркера — экранизации альбома The Wall группы Pink Floyd. Негативы более 10 тысяч снимков, сделанных Эпплби на площадке, на протяжении 30 лет считались утерянными и только недавно были найдены в архивах студии Pinewood.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Йозеф Куделка, «Прага, август 1968» (Prague. August 1968)

Фото: Josef Koudelka / Magnum Photos

Фотографии знаменитого Йозефа Куделки на фестивале Photolux вошли в специальную ретроспективу, посвященную агентству Magnum и работе его фотографов во время конфликтов и революций, сотрясавших мир на протяжении последних 65 лет.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Филиппо Бранколи Пантера, «Со временем. (Не)городской пейзаж северной Корсики» (Nel corso del tempo. Il paesaggio rurbano dell'alta Corsica)

Фото: Filippo Brancoli Pantera

Филиппо Бранколи Пантера в серии для Photolux запечатлел процесс обратной внутренней миграции, который разворачивается в Северной Корсике: если раньше местные жители стремились из деревень в города, то теперь наоборот — города пустеют из-за массовых переездов в сельские регионы.

Международный фестиваль фотографий Photolux 2019

Лола Ребу, «Незнакомцев не бывает» (There Are No Strangers)

Фото: Lola Reboud

Лола Ребу в цикле, снятом на итальянском курорте Виареджо, задалась вопросом, что значит быть иностранцем в современной Европе. Ответ, по ее мнению, обнаруживается в лицах и ландшафтах мраморных каменоломен Санта-Пьетра, где в XVI веке добывал камень для своих работ знаменитый скульптор и художник Микеланджело.

источник

28.11.2019

Другие интересные статьи

6 смотр.
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − шестнадцать =